четверг, 28 января 2010 г.

Немного о завтрашнем дне…

…и новой постапокалиптической эстетике…

post-apocalypse-new-york
Руки уже давно просятся написать об этом. Хотя насобирать множество цельных мыслей не всегда удается. Но мы все-таки попробуем…
Как вы представляете себе апокалипсис? Сейчас я имею ввиду даже не конец света, а нечто такое, после чего жизнь на нашей планете уже никогда не будет такой как прежде… А может, ее вообще не будет? Такие события, впрочем, уже имели место, и сравнительно недавно. Достаточно вспомнить 11-ое сентября. Но сейчас я говорю опять-таки, кое о чем другом.
В искусстве и медиа в последнее время значение "конца света" значительно утратило свойство какого-то хай-тек бреда на массовом уровне. Теперь это далеко не киношные сказочки о нашествии терминаторов, мутантах и черных дырах. И не только экзистенциальные кинопоиски Тарковского в "Солярисе" и "Сталкере", или Кубрика в "Космической одиссее"… И я полагаю, это происходит не только по причине пресловутого технического прогресса: адронных коллайдеров, всяких там вирусов и таянием ледников. Теперь, надо полагать, вся эта история дошла до наших голов. И осмысления.
1242834532_fallout3 Помню, год назад мне посчастливилось немного поиграть в хитовую компьютерную игрушку Fallout. Как же завораживал пост-ядерный мир, одновременно ужасный, но какой-то, как бы это сказать, опустевший… Он завлекал атмосферой, изменившимися правилами жизни и, конечно же, переосмыслением того, что из себя представляло человечество до "нового большого взрыва". И, что меня приятно удивило, эта история уже не была тупой стрелялкой и бегалкой; она, если и не заставляла, то хотя бы давала возможность подумать об этом в философском ключе.
Не нужно быть гением, чтобы заметить разновидность обращения к теме конца света в самых разных кинопродуктах и, соответственно, различных изобразительных культурах этих продуктов. И, что примечательно, каждый из этих продуктов в той или иной степени пытается нести воспитательную функцию, иногда слишком наивно, иногда неосязаемо…
Вот Уилл Смит, словно первобытный человек, бороздит просторы вымершего, вполне современного города с собакой и рюкзаком наперевес в "Я, лененда" (кстати, заметьте, с достаточно неожиданным концом, хоть их и два) после какого-то фармацевтического апокалипсиса.
intlhappening Вот Марк Уолберг, пытающийся спасти невесту и дочь своего друга (и себя, разумеется) от деревьев, в прямом смысле слова, в "Явлении" Шьямалана, продлевающем традиции Хичкока. Все растения вырабатывают некий токсин, вдохнув который, человек лишается инстинкта сохранения, и кончает с собой ближайшим способом: прыгает с крыши, режет бутылкой вены, или со всей дури врезается в дерево на авто.
Идем дальше. "Остров" Майкла Бэя. Принято его ругать за поклон в сторону бокс-офиса, но сама идея с чувствующими что-то клонами, знаете ли…
Или "Уолли", милый робот, в своей чувственности бросающий вызов любому гомо сапиенсу. (Опять-таки, молчу об истории с людьми, которые мало того, что, пардон, засрали планету, так еще и кости все аттрофировали себе на космическом корабле)
Что там говорить, если даже коммерческий до мозга костей "2012" пытается внедрить в головы до неприличия циничных вершин пищевой цепочки благородную идею и осознание того, что люди все-таки невероятные сволочи, и, мол, давайте же с этим что-то делать.
book-of-eli-1 Вышедшая только что "Книга Илая" только подтверждает мое наблюдение. За исключением одной неожиданности… Есть Илай (Дэнзел Вашингтон), идущий на Запад с важной непонятной миссией и ни кого не трогающий. Есть злодей (Гари Олдмэн), коллекционер книг, ищущий одну самую важную дабы завладеть сознанием людей. Есть еще много героев, о них пока не будем. Великая книга, естественно, "Библия", которую после "взрыва" начали массово уничтожать различные атеистические энтузиасты. В результате чего остатки человечества превратились в дикарей, "убивающих за то, что раньше мы выбрасывали на помойку" (прежде всего, воду). Мне было приятно осознать, что при всей массовости и одноразовости фильма, он несет в себе идею, несет ссылки на Библию, открывает параллели между завтрашним обществом и библейскими Содомом и Гоморрой. И при всем этом, как раз самое вкусное то, что фильм ни на что не претендует (моя оценка - 3,5) и является массовым зрелищем.
В свете такого вот массового предупреждения и консолидации уже многих сфер медиа и искусства, человечество все же предпочитает жить без правил, топясь в океанах собственного блуда, в широком смысле этого слова. Однако, конечно, не без исключений…
Постапокалиптическая эстетика вышла на новый уровень массового предположения. И хочется верить, что она будет диктовать некоторые модели поведения, как часто делает та или иная мода в кино.
stalker
V/.

2 комментария:

Lesya комментирует...

Мне эта запись напомнила о фильме, которого, я еще, к сожалению, не видела. "Дорога" по книге Кормака Маккарти. Вы еще не смотрели этот фильм?

Vlad Ned комментирует...

Это который с Вигго Мортенсеном? Нет, пока еще не дошел..