понедельник, 10 октября 2011 г.

Продукты новой искренности



"Новая искренность" - понятие очень скользкое. Сложно представить, как должно выглядеть его официальное толкование, каким терминами это явление объяснять. Проще всего предположить, что это очередное ухищрение журналистики, придающей незначительным событиям пафосного звучания.


Сериал "Безумцы" - икона
драматургии "Новой искренности"
Тем не менее, сомневаться в наличии этой самой искренности не приходится, хоть и чувствуется она где-то между строк. "Новая искренность" - это когда Джеймс Бонд в кино добивается своего не с помощью невидимого Астон Мартина, а со слезами на глазах. Это когда Бэтмен (простите уж за еще одно обращение к блокбастерам) почти не летает, а ловит двинутого социопата. Это когда находят целую самобытную философию в продуктах компании Apple, а мультфильмы студии Pixar взрослые смотрят с гораздо большим интересом, чем дети.


Уже много раз можно было наткнуться на тезисы, что современные западные сериалы - новый виток визуального искусства. Эмоциональные откровения с новым, более массовым лицом. Мировая культурная экспансия делает их чем-то чуть ли не оппозиционным, а в некоторых случаях даже андерграундым. Конечно, вряд ли кто-нибудь и когда-нибудь избавится от прописной истины любых медиа: "Выпуск продукта на 90% состоится только тогда, когда он коммерчески оправдан". 


Но, посудите сами: бесформенный (в исключительно хорошем смысле слова) сериал "Безумцы"; жутко социальный "Breaking Bad"; странные подпольные писатели вроде той американской девочки, не издавшей еще ни одной физической книги, но заработавшей уже уйму денег; фильм "Life in a day", полностью собранный из ютубовских роликов; выкладывание альбомов для бесплатного скачивания, да даже самый попсовый пример - блоги, для многих заменяющие традиционный источники информации. Ко всему этому можно относится по-разному, но невозможно представить себе всё это еще, скажем, десять лет назад. 


Некоторые компьютерные игры стали взрослее,
чем мы могли ожидать
С одной стороны, в этом есть поиск новых форм, где правила не столь ангажированы, а традиции не столь неоспоримы. С другой - попытки создать эмоциональное откровение в тех формах, куда легче пробиться молодым и "зелёным". 


Яркий пример - игровая индустрия. И речь даже не о темпах развития сравнительно молодой отрасли (благо, прогресс технологий позволяет). Речь о новых полях для экспериментов. В игре Crysis 2 этого года выпуска музыку писал не кто иной, как Ханс Циммер, переработавший с половиной живых классиков Голливуда. С некоторыми студиями-разработчиками неоднократно вели переговоры и сотрудничали многие современные писатели-фантасты, а сценарии лучших представителей индустрии уже вовсю пытаются использовать кинематографические каноны, только на новый лад. 


Конечно, в этом есть и обратная сторона медали. Нарочитое игнорирование или даже отсутствие авторитетов - один из наиболее распространенных побочных эффектов такого глобального процесса. Но все же забавно наблюдать за метаморфозами медиа-пространства, происходящими здесь и сейчас.


Читая о зарождении рока и рок-н-ролла в 50-е, я как-то наткнулся на тезис, что эта музыка была порождением изменений в обществе, их зеркалом, если угодно. Затем, на протяжении почти полувека, рок-музыку видоизменяли и развивали до тех пор, пока не испробовали уже всё. Дальше там говорилось, что, мол, вот-вот должно появится что-то новое, что-то принадлежащее исключительно этому веку. 


Кто его знает, может оно и правда так, и не только с рок-музыкой...


V/.



Комментариев нет: